преступление и наказание
Главная страница Гостевая книга Правила игры Законы Токугава
Dura lex, et dura est

На этой странице будут изложены общие принципы. а позже конкретные правила японского законодательства для игры.
Протокол законодательства и философские основы его применения к гражданину как продолжение внутренней политики были привнесены в Японию из Китая. Китай как центр конфуцианско-буддийской цивилизации втянул в сферы своего культурного воздействия раннеклассовое общество и государство Японии..
Вообще среди князей существовала тенденция подражать сёгунам и воспроизводить в своих владениях в меньшем масштабе иерархию из регентов, советников, "слуг" и управляющих. Тщеславие такого рода также вносило единообразие в феодальное законодательство. Другой общей чертой этих законов была их репрессивная направленность. Так, они доводили до крайности принцип общей ответственности, карая за преступления индивидуума не только его семью, но также и его соседей, а иногда всю деревню или даже весь округ. Целью всех этих законов было сохранение порядка в том виде, как его понимал законодатель, и судью не заботило абстрактное правосудие. Поэтому еще в 1445 г. мы обнаруживаем такое заявление: "Все распри и ссоры строго запрещаются. В случае неповиновения обе стороны будут казнены без выяснения правых и неправых". Такая упрощенная процедура, подобно другим актам произвола, явно возникла из воинского закона, основанного на представлении, что внутренние раздоры ведут к ослаблению. Пристрастие военных к скорым, а не к справедливым решениям легко реализовалось в эпоху войн, когда не считались с мнением граждан. Наказания, по сравнению с относительно мягкой карательной системой, созданной в эпоху Хэйан, стали чрезвычайно варварскими. С конца эпохи Муромати встречаются частые упоминания о методах убийства и пыток, сами названия которых вызывают дрожь. Сюда входят и распятие вниз головой, отпиливание конечностей бамбуковыми пилами, протыкание кольями, поджаривание, погружение в кипяток, разрезание на куски, - однако весь этот дьявольский список не содержит ничего, что не было бы известно в Европе. Эти мучения, как правило, предназначались нижним чинам, а самураям выше определенного ранга с церемониями рубили голову или позволяли совершить самоубийство. Такая практика своим существованием несомненно обязана не столько презрению к смерти, сколько здравому желанию избежать чего-то более болезненного и унизительного. Духовенство, заметим, не приговаривали к смерти, а "выставляли на позор" или изгоняли в отдаленные негостеприимные места с тем, что если они, к несчастью, умрут, судей нельзя было бы порицать за нарушение закона Будды о лишении жизни. Если контроль господина над своими подданными был суров, то отношение к пришельцам из других княжеств было просто чрезвычайно враждебным. Некоторые кодексы запрещали любые контакты с лицами из других владений, и даже там, где присутствие чужаков допускали, их тщательно проверяли. Господин зорко следил за перемещениями своих подчиненных и удивительным образом вмешивался в их личную жизнь, не разрешая им без своего согласия вступать в браки, усыновлять детей, нанимать слуг или отправляться в поездки. Легко предположить, что система, основанная на недоверии и вмешательстве, окажется невыносимой для волевых людей, и она несомненно способствовала множеству восстаний и измен, которыми пестрят источники эпохи позднего феодализма. В дополнение к законодательству правящий класс продолжал поощрять, как он это делал и раньше, определенную этику, целью которой было гарантировать верную и долгую службу. Новая феодальная аристократия, большей частью добившаяся власти нарушением всех писанных и неписаных законов, теперь внушала своим вассалам те самые идеалы сыновней почтительности и рыцарской верности, которые сама столь часто не соблюдала. В XV-XVI вв. роль общеяпонского права упала до самого низшего предела. Каждое княжество, каждое сословие руководствовалось своими собственными установлениями, нормами обычного права, которое лишь иногда, главным образом в виде моральных заповедей, инструкций, поручений, объединялись в сборники.
но и в это время оно было сугубо адресным, касалось, как правило, конкретных сословий.

Уголовное право.

В Японии средневековом праве не было четких различий между деликтам и преступлением, нормами уголовного и административного права и пр.
В традиционном понимании рё – это закон, за нарушение которого, в отличие от рицу, не полагалось ни одного из пяти тяжких наказаний, которые следовали за явные поступки и нарушения.
В период «правового государства» право Японии основывалось на требованиях «законности».
Уголовный кодекс «Тайхо рицу рё» состоит из 12 разделов.
Пятичленная система наказаний включала в себя смертельную казнь через повешенье или обезглавливание, ссылку с каторжными работами и без таковых, каторгу, битье палками, сечением розгами.
От общих наказаний отличались специальные наказания для военных и гражданских чинов. Совершивший преступление или проступок чиновник, независимо от того, приговаривался ли он к смертной казни, получал ли прощение от императора или право откупа от наказания, подвергался лишению в той или иной мере своих должностных прав: понижению в должности или ранге, разжалованию или увольнению с одной или всех должностей и т.д.
Специфической чертой уголовного права Японии было распространение его норм на представителей буддийской церкви.
3. Регулирование имущественных отношений.
С VII в. на протяжении столетий в Японии существовало три формы собственности на землю: казенная, общественная и большесемейная.
Государственный фонд надельных земель делился на наделы, которые получали не только свободные, но и холопы, рабы, а также казенные дворы и казенные рабы, которые в отличии от всех других надельщиков не платили налоги в государственную казну.
Выделялись среди казенных земель и «дворцовые» поля, которые обрабатывались в порядке трудовых повинностей.
В Японском раннесредневековом праве не сформировались четкого деления вещей на движимые и недвижимые, но предусматривался особой статусной денной вещи, которое через 30 дней после объявления о находке переходила в собственность нашедшего ее.
Слабое развитие товарно-денежных отношений привело к тому, что в средневековом праве Японии не сложилось четкого представления об обязательстве в юридическом смысле слова.
Частная торговля считалась не престижной в Японии даже для крестьянина. Она запрещалась чиновникам, начиная с пятого ранга, самураем и буддийским монахом.
Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа зерна, денег, в том числе и процентного. Ростовщичество возбранялось лишь буддийскому клину. Заем обеспечивался займом и поручительством.
Не получили широкого распространения и договор найма рабочей силы, так как существовало трудовая повинность, широкая сеть различных отработок.
4. Брачно-семейные права.
Японское брачно-семейное право как наиболее традиционное, связно с религией не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны.
Браки заключались семьями, согласия родителей и ближайших родственников было обязательным условием действительности брака. Требовался также сословный статус жениха и невесты, «непорочность» их добрачных отношений. Правом определялся возраст брачного совершеннолетия для мужчин в 15 лет, для женщин в 13 лет.
Порядки патриархальной семьи были отражены в праве Японии, но проявлялись они слабее, чем в Китае, не столь бесправным было и положение женщины в семье.
Развод не только разрешался, но и прямо предписывался при определенных обстоятельствах помимо воли супругов.
В Японском праве появилось относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были неровны по своему социальному статусу.
Бездетными семьями с целью продолжения рода предоставлялось право усыновления ребенка из числа близких родственников, который приобретал все права законнорожденного.
Вопрос о завещании в праве Японии не получил достаточной разработки, поскольку преобладала большесемейная собственность.
5. Судебный процесс.
Согласно Закону XXIX «О тюрьмах» «Тайхо Ёро рё» процесс носил смешанный обвинительно - инквизиционный характер. Судебное дело начиналось как с заявления казенного учреждения, так и отдельного лица. Широко практиковались доносы «публичные» и «тайные».
Донос был обязателен для близких родственников жертвы.
Расследование проводилось специально назначенными следователями.
Суд не был отделен от администрации. Судебное дело полагалось возбуждать по месту прописки истца.
Допрос по делу ведется гласно.
Приговор по делу не может быть вынесен до получения признания обвиняемого.
В ведении министерства юстиции было два управления: управление взысканий, проводящее конфискацию имущества и взыскивающее штрафы в пользу казны, и тюремное управление, осуществляющее надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, за исполнением приговоров.
В обязательном порядке в Министерство юстиции передавались дела, сопряженные со смертной казнью, бессрочной ссылкой или увольнением чиновников с исключением их из списков. Некоторые дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет, который мог проводить с помощью специальных законоведов – следователей дополнительное расследование и прекращать их. Правильность судебных решений на местах Государственный совет проводил также с помощью своих специальных инспекторов. О делах, связанных со смертной казнью, бессрочной ссылкой и исключением чиновников из списков, докладывали императору, который выступал в качестве высшей апелляционной инстанции.
Первоосновой является понимание невозможности покидать то звание, в котором человек родился. Вышеизложенный указ лишь запрещал самураю служить то одному, то другому господину и был законодательным выражением феодального принципа, что воин должен быть верен одному господину, точно так же, как жена должна быть верна одному мужу, в жизни и в смерти. Последующий закон идет дальше и направлен на жесткое разграничение классов. Он издан в 1586 г. и постановляет, что самурай не может стать горожанином, крестьянин не может оставить землю и работать по найму и что землевладелец не может брать под покровительство бродяг и людей, не обрабатывающих землю. Хидэёси стремился увековечить сбалансированную систему феодальной власти, которую он выстроил. Он запретил браки и все прочие отношения между семьями своих вассалов без его предварительного одобрения; издал ряд законов о расходах, регулирующих поведение даймё; и заставил своих полководцев присягнуть, что они не изменят закону его дома. Такими и многими другими методами он начал политику, которую продолжат его последователи, - политику законодательства против перемен. Но он забыл, что разложение - еще более безжалостный враг государственных институтов, чем реформы.

подробнее о законодательстве периода читайте www.nejasit.narod.ru/ost3.html

Хостинг от uCoz